Мнение экспертов

Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка (в дальнейшем АПОБ) в рамках научно-технических работ, проводимых в городе Москве, проведена экспертиза существующих на рынке автоматизированных бухгалтерских систем для организаций финансируемых из средств государственного бюджета. Одним из лидеров информационно — бухгалтерских технологий на рынке компьютерных программ для бюджетной сферы является Научно-производственный центр Бюджетного учета. На экспертизу были представлены программные комплексы «Автоматизированная система «Бюджет 21 — Бухгалтерия»» и АИС «Бюджет 21 — Консолидированная отчетность CORONA». Данные автоматизированные системы в ходе исследования получили наивысшую оценку экспертов АПОБ, как полностью удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к программному обеспечению данного класса, а именно:

Программный комплекс «АС Бюджет 21 — Бухгалтерия»

Данная система реализует концепцию единого информационного поля с использованием клиент – серверной технологии и разработана на основе прогрессивных методов программирования. «Бюджет 21 — Бухгалтерия» является продуктом тиражно — заказного типа, что подразумевает необходимость этапа настройки при вводе ее в эксплуатацию. В процессе настройки выполняется первичное заполнение основных каталогов, классификаторов и справочников. Система обеспечивает возможность настройки своего функционирования с учетом специфики организации-заказчика. Система построена с применением модульных технологий, что позволит минимизировать покупную стоимость и приобрести только те модули, которые необходимы заказчику, или заказать разработку дополнительных модулей под узко – направленную специфику заказчика.

Программный комплекс работает с базами данных под управлением СУБД Firebird 1.5. Использование Firebird позволяет снять нагрузку на сервер за счет составления правильных и быстрых запросов к СУБД, увеличивает скорость работы сервера с клиентскими приложениями, улучшенный режим резервного архивирования обеспечивает сохранность данных. Текущая официальная версия Firebird поддерживает следующие платформы: Linux i386, Windows (Win32), Solaris Sparc and i386, FreeBSD, MacOS X and HP-UX. Он совместим со стандартом SQL’92, не требует постоянного администрирования, прост в установке и сопровождении, и, наконец, он бесплатен и доступен в полных исходных текстах. Т.е. для установки данной системы на объектах заказчика не требуется лицензии разработчика на право ее использования. СУБД поставляется клиентам бесплатно, что существенно снижает стоимость самого программного комплекса.

В автоматизированной системе в полном объеме реализована методология учета, обработки и при необходимости формирования первичных документов, регистров учета, автоматическое формирование блока проводок к хозяйственной операции из документа, формирование бухгалтерской отчетности и так далее в строгом соответствии с законодательством. При этом действия пользователя в программе комментируются, при неверных действиях выдаются сообщения об ошибках.

В типовом решении широко используются последние достижения безбумажного документооборота – это ведение бухгалтерского документооборота, возможность обмена информацией о расчетно-платежных операциях с казначейскими системами, системами типа «Клиент-банк», возможность загрузки в электронном виде обновленных государственных классификаторов – бюджетных классификаторов, классификаторов ОКОФ, ЕНАОФ, адресных классификаторов МНС РФ, возможность выгрузки в электронном виде бухгалтерской отчетности бюджетополучателя с дальнейшей загрузкой ее распорядителем бюджетных средств для подготовки консолидированного отчета, формирование в электронном виде налоговой отчетности и многое другое.

Предусмотрена возможность подключения внешних отчетов, сохранения любых отчетов в виде excel-файлов, обмен информацией в виде xml-файлов, что позволяет организовать электронное взаимодействие учреждений и контролирующего органа.

Программа является полнофункциональным комплексом автоматизации бухгалтерского учета. Автоматизированы все необходимые участки бухучета. Кроме того, нет необходимости в дополнительных компонентах для связи одного участка с другим.

Гибкость системы обеспечивает обилие настроек и уже готовых шаблонов. Также, в программе есть возможность создавать шаблоны любых документов, от первичных до отчетных, что называется «на ходу». В программном комплексе имеется возможность вести архив настроек и шаблонов, что позволяет работать с данными в различных вариантах представления.

Высокая надежность программного комплекса реализована при помощи современных программно-аппаратных средств, а также механизмом автоматического централизованного обновления и архивирования единой для всех автоматизированных участков базы данных.

Простота в работе обусловлена следующими факторами: единый и понятный интерфейс, большое количество фильтров и шаблонов, возможность корректировки справочников из активного окна, взаимосвязь и автоматическая взаимопроверка отчетных данных различных участков учета распечатка документов в формате программ пакета MS Office.

Программный комплекс удовлетворяют следующим требованиям:

Учет территориальной распределенности обеспечиваются взаимосвязи между территориально-удаленными компонентами путем обмена данными по сети Интернет (для клиент-серверных программных продуктов) или электронной почте;

Адаптируемость к изменениям нормативно-правовой базы
обеспечивается настройка на изменения в законодательстве, отраслевых нормативно-правовых документах с минимальными изменениями программного кода системы;

Масштабируемость
обеспечивается работоспособность при наращивании числа пользователей и увеличении потока обрабатываемых документов;

Модульность
обеспечивается поэтапное внедрение с постепенным увеличением числа используемых приложений (модулей);

Открытость
обеспечивается взаимодействие с другими информационными системами на основе открытых спецификаций обмена, открытой структуры базы данных и с использованием открытых интерфейсов прикладного программирования (API);

Расширяемость
обеспечивается расширение функционала системы силами подразделений ИТ пользователя на основе открытой структуры базы данных и с использованием открытых интерфейсов прикладного программирования (API).

ПК «АС Бюджет 21 — Бухгалтерия» обладает мощной и гибкой системой разграничения прав пользователей, что позволяет значительно снизить вероятность случайного или преднамеренного искажения информации человеком, не имеющим таких полномочий. В программный комплекс включена система аудита, которая позволяет регистрировать все действия пользователей, производимые ими во время свой работы.

Структурно в состав комплекса входят функционально полные (по разделам бухгалтерского учета) подсистемы – автоматизированные рабочие места, объединенные единой базой данных:

-«Договоры» — подсистема ведения учета договоров, заключенных со сторонними организациями, и истории оплаты по ним;

— «Смета и реестр уведомлений. Графики финансирования.» — подсистема автоматического составления и корректировки сметы расходов учреждения;

— «Кадры» — подсистема ведения учета персонала и его перемещений;

-«Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками» -подсистема ведения реестра платежных поручений учреждения, справочников банков и организаций, формирования отчетных форм;

— «Журнал операций по счету касса», «Учет денежных (фондовых) документов» — подсистемы ведения учета кассовых и денежных (фондовых) документов учреждения;

— «Журнал операций с подотчетными лицами» — подсистема ведения учета расчетов с подотчетными лицами;

— «Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов» — подсистема ведения учета поступления, хранения, расходования и списания основных средств, нематериальных активов и материальных ценностей;

— «Питание» — подсистема ведения учета расчетов по питанию детей и сотрудников;

-«Расчеты по специальным видам платежей» — учет родительской платы и т.д.;

— «Журнал операций расчетов по заработной плате» — подсистема ведения тарификации сотрудников и расчета заработной платы;

— «Главная бухгалтерская книга» — подсистема ведения главной бухгалтерской книги и составления полной отчетности по учреждению;

— «Предпринимательская деятельность» — подсистема ведения учета предпринимательской деятельности.

Конфигурация комплекса может формироваться в любом наборе, по желанию пользователя. Кроме того, каждая подсистема может функционировать автономно. Комплекс поставляется для работы, как в локальном варианте, так и в вычислительных сетях. Любая подсистема включает в себя весь спектр отчетных, аналитических и синтетических операций и выходных форм с отражением денежного и материального движения внутри структуры учреждений и внешних отношений.

Достоинством комплекса является его функциональная наполняемость, очень удобный пользовательский интерфейс, который позволяет эргономично работать бухгалтеру при вводе первичных документов и организации вывода разнообразных отчетов, благодаря встроенным практически в каждом главном окне фильтрам.

Данный комплекс является единственным из рассмотренных, который позволяет по каждому юридическому лицу в составе централизованной бухгалтерии формировать полную индивидуальную финансовую и статистическую отчетность.

Программный комплекс АИС «Бюджет 21 — Консолидированная отчетность CORONA»

Программный комплекс предназначен для подготовки консолидированной отчетности бюджетных учреждений – сбора, проверки, консолидации и анализа распорядителями (главными распорядителями) кредитов бухгалтерской отчетности подведомственных им бюджетных учреждений, а также для подготовки месячной, квартальной, годовой отчетности учреждениями – получателями и распорядителями средств бюджета по своим сметам доходов и расходов.

Эта программа- готовое решение, реализующее полный технологический цикл – от подготовки отчетов получателями бюджетных средств до составления распорядителем консолидированных отчетов и выгрузки их в электронный вид. Для подготовки и консолидации отчетности программа содержит необходимую нормативно-справочную информацию и функциональные возможности.

В состав программы входят: бюджетные классификаторы (классификаторы разделов и подразделов, целевых статей и видов расходов ФКР бюджетов РФ), классификатор предметных статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации расходов, перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. В составе программы имеются справочники для хранения сведений о распорядителе, а также о всей подведомственной ему структуре. Программа позволяет работать с неограниченным числом подведомственных учреждений. Учреждения характеризуются набором признаков, с помощью которых их можно классифицировать по группам.

Программа содержит средства логического контроля показателей отчетности, которые позволяют проводить внутридокументальный и междокументальный контроль показателей бухгалтерской отчетности получателя и консолидированного отчета распорядителя. Контроль может применяться как для проверки отчетов текущего периода, так и для сверки данных отчета одной и той же формы за разные отчетные периоды.

При проведении контроля также производится проверка заполнения обязательных реквизитов формы. Имеется функция как комплексной проверки отчетов с использованием всех видов контроля, так и проверка по определенным видам контроля. В программе есть средства для подготовки распорядителем контрольных соотношений и тиражирования для передачи их подведомственным учреждениям как в электронном так и в бумажном виде. Предусмотрена возможность проведения контроля непосредственно при загрузке отчетов подведомственных учреждений в базу данных распорядителя, а также возможность настройки видов контроля и форм протокола контроля.

Существует функция контроля комплектности представляемого отчета. Возможна сверка данных как в разрезе элементов экономической классификации расходов, так и в целом – в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов.

Включенные в программу средства консолидации отчетов и получения сводного отчета по распорядителю позволяют получить типовую форму сводного отчета в бумажном виде и произвести выгрузку данных отчетов на электронные носители в установленных форматах. Предусмотрено также одновременное формирование как сводного отчета по одной форме так и нескольких сводных отчетов по разным формам.

Сводный отчет можно получить как по всем организациям, так и по группе организаций соответственно внутренней классификации. Консолидация данных возможна из нескольких отчетных форм. Правила консолидации тиражируются в текстовый файл для передачи подведомственным учреждениям.

В современных условиях г. Москвы, использование программы АИС «Бюджет 21 — Консолидированная отчетность CORONA» позволило сократить время сбора и консолидации отчетности по субъекту РФ до четырех рабочих дней, против десяти – пятнадцати рабочих дней ранее, с использованием программ других разработчиков.

Эксперты АПОБ рекомендуют указанные системы для использования во всех бюджетных организациях на территории Российской Федерации.